Изучение черт личности военнослужащих

Черты личности военнослужащих изучались с помощью широко известного многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла 16 PF, форма С, прошедшего процедуру стандартизации,

С помощью данного опросника изучались следующие черты личности:

  • обособленность - сердечность;
  • низкий интеллект - высокий интеллект;
  • слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость) - сила «Я» (эмоциональная устойчивость);
  • конформность (покорность, зависимость) - доминантность (настойчивость);
  • сдержанность-экспрессивность;
  • слабость «Сверх - Я» (недобросовестность) - сила «Сверх - Я» (высокая совестливость);
  • робость, застенчивость -смелость в общении;
  • суровость, жесткость - мягкосердечность;
  • доверчивость - подозрительность;
  • практичность - мечтательность;
  • безыскусственность (наивность, простота) - искусственность (проницательность);
  • гипертимия (самоуверенность) - гипотимия (склонность к чувству вины);
  • консерватизм (ригидность) - радикализм (гибкость);
  • социабельность (зависимость от группы) - самодостаточность (самостоятельность);
  • импульсивность (низкий самоконтроль) - контроль желаний (высокий самоконтроль);
  • нефрустрированность (напряженность) - фрустрированность (расслабленность).

1. Все изучаемые черты личности, полученные в результате обработки данных, по многофакторному личностному опроснику Р.Кэттелла 16 PF, форма С, были разделены на блоки: блок интеллектуальных особенностей (факторы: В - интеллект, М - практичность, консерватизм); эмоционально-волевой блок (факторы: С - эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, эмоциональная сензетивность, уверенность в себе, самоконтроль, фрустрация); коммуникативный блок (сдержанность, смелость, доминантность, самоудовлетворенность, дипломатичность, доверчивость).

Перевод «сырых» баллов в стены производился по соответствующей таблице (А.В.Батаршев, 2004, с. 131-149).

2.  Характерологические акцентуации личности и нервнопсихологическая неустойчивость изучались посредством методики «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая устойчивости» военнослужащих (Инструктивно методические указания. - М., 2001, с. 9-11, 34 - 39, 43). В основе данной методики лежат современные представления психологов и психиатров об акцентуированных личностях и положение о том, что общей объективной основой свойств личности является система отношений.

Изучались следующие акцентуации характера:

  • эксплозивная (возбудимая) форма - несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей;
  • психастеническая форма (тревожно-мнительный характер);
  • шизоидная форма(своеобразие личности);
  • истероидная форма (эгоцентризм, стремление выделиться).

Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными - 2 и 8 баллов, заостренными - 3 и 7 баллов.

По критериям, определенным в методике, оценивался уровень нервно- психической неустойчивости, объединяющей в себе ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности при незначительных психических или физических нагрузках. Девять баллов по шкале НПУ оценивается как состояние «нервно-психической неустойчивости».

Также с помощью данной методики изучалась степень искренности испытуемого (при высокой неискренности результаты исследования исключались из дальнейшей обработки).

3. Тревожность, как свойство личности, изучалась посредством определения уровня тревожности по Ч.Д, Спилбергеру ~ Ю.Л, Ханину (Инструктивно - методические указания, - М., 2001, с. 31-33,42).

Определялись виды тревожности:

  • личностная тревожность, как черта, свойство человека, дает представление о его подверженности действию различных стрессоров;
  • реактивная тревожность возникает, как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стресс-факторы.

Данная методика позволяет оценить общий уровень функциональных возможностей психической адаптации (ФВПА), характеризующий энергетические возможности психики человека, а также уровень напряжения механизмов психической адаптации (НМПА), связанный с активацией поведенческих механизмов адаптации, ощущением внутреннего напряжения (стресса).

Функциональные возможности психической адаптации определяются по формуле: ФВПА= ЛT+РT (Инструктивно - методические указания. - М., 2001, с. 31-33,42).

Напряжение механизмов психической адаптации оценивалось по формуле: НМПА- ЛT- РТ (Инструктивно - методические указания. - М., 2001, с. 31-33,42).

Диагностика боевого травматического стресса проводилась с помощью «Опросника травматического стресса» И.О.Котенева (Методические указания МВД РФ, 2002, с. 106-121).

Данный опросник применяется для оценки психического состояния (диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и острой стрессовой реакции (ОСР) у военнослужащих при возвращении из зоны ведения боевых действий и выполнения профессиональных задач в экстремальных условиях.

Опросник позволяет определить наличие ПТСР: 50-65 Т-баллов - незначительно выражены отдельные симптомы; 65-70 Т-баллов - частичное ПТСР или ОСР; 70-80 Т-баллов - клинически выраженное ПТСР или ОСР; более 80 Т-баллов - картина полного ПТСР или ОСР (Методические указания МВД РФ, 2002, с. 106-121).

Учитывая сильную положительную корреляцию, существующую между ПТСР и ОСР, в случае, когда с момента травматизации прошло достаточно много времени (3 месяца и более), можно ограничиться анализом только показателей ПТСР, как в данном случае.

Опросник И.О. Котенева не может применяться в остром периоде психотравмы, в фазе психологического шока, на фоне ажитированного состояния с выраженными поведенческими проявлениями, в случае астенизации психики военнослужащего в связи с тяжелым соматическим заболеванием.

Результаты опросника обрабатываются в соответствии с ключом с последующим суммированием полученных значений по следующим шкалам ПТСР: шкала Л - событие травмы; шкала В - повторное переживание травмы; шкала С - симптомы «избегания»; шкала Д - симптомы гиперактивации; шкала Ф - дистресс и дезадаптация. Полученные «сырые» значения переводятся по таблице в Т-баллы (Методические указания МВД РФ, 2002, с, 106-121),

Всего, в соответствии с задачами исследования, определялись 32 экспериментальных показателя.

Методы математической статистики. Методы математической статистики применялись при анализе результатов исследования. Оценка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.

Достоверность различий результатов военнослужащих экспериментальной и контрольной групп оценивалась с применением гетероскедастического и гомоскедастического t- критерия различий Стьюдента.

Для оценки степени взаимодействия признаков, нами был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона.